Программа развития

 















































Содержание:

Введение________________________________________ стр.2

Паспорт Программы развития_______________________стр.4

Стратегия и тактика программы развития _____________стр.7

Информационная справка об учреждении _____________стр.11

Содержание образовательного процесса в учреждении __стр.13

Перспективы развития учреждения___________________стр.16

Материально-техническая база  учреждения ___________стр.18

Литература_______________________________________стр.19

 

 

Введение                                  

 

    Программа  развития– документ, определяющий общую стратегию позитивных изменений образовательного учреждения как целостной системы на определенный период времени, фиксирующий основные параметры нового, более совершенного качественного состояния данного учреждения, а также сроки и способы его достижения.

   Программа включает концепцию, цели, задачи и определяет содержание дополнительного образования  на 5 лет в динамике изменений, через разработку, исследование и проверку дополнительных образовательных программ нового поколения, применение современных педагогических технологий и методик дополнительного образования.

   Анализ направлений работы МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос», апробированных в новых социально-экономических условиях, реализованных через образовательные программы, позволил определить востребованные детьми, семьей, обществом содержательные виды деятельности и подготовить новую мобильную Программу, открытую для внесения корректив в содержание деятельности всего учреждения и его подразделений.

  Концептуальные основы программы составляют приоритеты дополнительного образования; философия образования, цель и задачи образовательной деятельности учреждения.

За основу данного документа принята программно-целевая идеология развития.

  Методологической основой программы развития МБОУ ДОД  ДМЦ «Альбатрос», является системный подход к решению крупномасштабных проблем в сочетании с принципом развития. Центральной категорией здесь является понятие «развитие», под которым имеется в виду необратимый процесс изменения уровня организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования.

 Компетентность – деятельность – система – компетенции – позитивная дееспособность в социуме → такова основная линия Программы. Цель и задачи учреждения на этой стратегической линии – освоение обозначенной проблематики и управленческое обеспечение солидарного отношения педагогов к перспективе развития, понимание воспитанниками приоритетов дополнительного образования и формирование общественного мнения, в том числе родительского, в ключевых понятиях программируемых процессов.

Исследования показывают, что дополнительное образование, независимо от социально-экономических условий, пользуется повышенным спросом в связи с тем, что создает условия для активной самореализации личности и свободы выбора творческих видов деятельности, оно дает воспитаннику социально значимую для творческой жизни позитивную цель и средства для ее достижения.

 Потребители дополнительных образовательных услуг предъявляют к качеству обучения повышенные требования, соответствующие современному развитию социума.

 Изменившиеся внешние социально-экономические условия объективно требуют внутренних изменений, совершенствования образовательной и управленческой деятельности Дома детского творчества.

 Программа необходима для обобщения и систематизации приобретенного опыта и эффективного управления качеством учебно-воспитательного процесса в перспективе. Она конкретизирует, углубляет и расширяет, исходя из предмета деятельности, основные документы, регулирующие образовательный процесс в МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос»,

Концептуальные положения и содержание Программы находят свое отражение в открытых проектах, целевых программах и дополнительных образовательных программах творческих объединений.

Потребность в программе развития была осознана коллективом по мере развития и укрепления научно-методической базы МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос», появления новых видов деятельности, роста профессиональной квалификации сотрудников, внедрения новых методик в образовательную деятельность.

  Деятельность, структура, методическое обеспечение и материально-техническое оснащение МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос», программой нацеливаются на преодоление разрыва между образовательным процессом и жизнью общества, на то, чтобы передовая культура, наука, техника и технология входили в деятельность воспитанника во всем многообразии.

 Образовательная практика реализуется на основе программно-целевого проектирования с учетом методики коллективных творческих дел. Это позволяет полнее учитывать социальный заказ, интересы детей, запросы родителей, устремления и возможности сотрудников, более эффективно и концентрированно использовать кадровые, материальные и финансовые ресурсы, привлекать внешние организации.

 Программа определяет также основные направления массово - просветительской и популяризаторской работы по формированию в педагогической и общественной среде эффективного имиджа дополнительного образования в целом, МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос», в частности.

 

 Определены условия успеха реализации Программы:

 - дидактическое, методическое, управленческое и финансовое обеспечение процессом реализации Программы;

 - участие педагогического коллектива и коллектива воспитанников в системных мероприятиях и научно-исследовательских программах;

  - сохранение, развитие и обновление традиций, осмысление и учет опыта, накопленного коллективом и аналогичными структурами в образовательной среде;

- ориентация на конечный результат, систематический анализ получаемых результатов; последовательная корректировка целей, задач и форм работы.

                           

                                     Паспорт Программы развития

 

Наименование программы:                        Программа развития бюджетного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского морского Центра "Альбатрос" (на 2013-2017 годы).

Составители программы:                           Администрация учреждения, методическая служба, педагоги дополнительного  образования и руководители методических объединений учреждения.

Исполнители программы:                          Педагогический коллектив учреждения.

Руководитель программы:                          Зам. начальника управления образования городского округа Домодедово Н. И. Ушакова

 

           Законодательная база для разработки программы развития

 

 Закон Российской Федерации «Об образовании» 

Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

Типовое положение “Об учреждении дополнительного образования”

 Указ Президента Российской Федерации в области образования. от 12.05.2009

№ 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;·

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

Федеральный Закон 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»;

 

Цель программы:

 Реализация системы мер по решению приоритетных задач развития в системе   дополнительного образования района, создание условий для нравственного, интеллектуального и физического развития детей и молодежи.

 

Задачи программы:

 Педагогические:

-          организация образовательной деятельности в учреждении на основе этнокультурных особенностей, интересов, образовательных потребностей детей;

-          организация условий для взаимодействия с семьями обучающихся;

-          воспитание творческих способностей обучающихся, повышение уровня их мастерства и развитие природных задатков в процессе сотворчества воспитанника и педагога, а также самостоятельного творчества ребёнка, его профессионального раннего самоопределения;

-          адаптация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, в детском творческом коллективе, с целью дальнейшего привлечения их в объединения;

-          организация условий для содержательно-досуговой деятельности в учебное и каникулярное время;

-          формирование в воспитанниках гражданского и патриотического долга и здорового образа жизни.

Методические:

-          разработка и реализация Образовательной программы на каждый учебный год с учетом меняющихся условий образовательного процесса;

-          разработка и реализация образовательных программ в объединениях, учебных планов, пособий, технологий и механизмов реализации программ дополнительного образования;

-          формирование фонда творческого и методического материала в учреждении с учётом реализации творческих замыслов педагогов;

-          создание условий для повышения профессионального уровня педагогов путём посещения курсов, методических объединений, творческих семинаров;

-          создание организационно-экономических условий для инновационной деятельности и экспериментальной работы.

Организационные:

-          создание условий для безопасной жизнедеятельности работников учреждения и воспитанников;

-          укрепление материально-технической базы учреждения;

-          создание условий для совместной работы с родителями и привлечение их к организации учебно-воспитательного процесса;

-          укрепление сотрудничества со школами микрорайона с целью создания единого образовательного пространства;

-          создание условий для психолого-педагогической и социальной поддержки детей, родителей и педагогов.

 

 Ожидаемые результаты:

 

-         создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей детей в занятиях по интересам; формирование всесторонне развитой, социально-активной личности;

-         распространение научно-методического и педагогического опыта работы ДМЦ «Альбатрос» в городском округе Домодедово;

-        рост профессиональных компетенций педагогического коллектива ДМЦ «Альбатрос»;

- упорядочение действий по повышению квалификации и переподготовки кадров Центра через внешние и внутренние целевые ресурсы последипломного образования;

 - усовершенствование «Портфолио педагога Центра»;

- плановое участие педагогов в системных мероприятиях;

- участие и педагогов в конкурсах педагогической и профильной направленности;

- организация и проведение целевых муниципальных мероприятий на базе МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос».      

                 

  Обновление содержания образования:

-   Обновление деятельности методической службы

-  Совершенствование модели взаимодействия основного и дополнительного образования

-  Успешное освоение педагогами дополнительного образования проектной деятельности.

 -  Освоение педагогическим коллективом методологических   основ программирования и организации процесса обучения в системе дополнительного образования.

- Совершенствование материально-технического обеспечения учреждения

 

Сроки реализации программы:

 

Программа среднесрочная, пятигодичная  (2013-2017 уч.годы)

                                                          

 Ресурсное обеспечение Программы.    

 

-           ресурсы   образовательного поля   городского округа Домодедово– интеграция основного и дополнительного образования;

-         наращивание компетенций кадрового состава;

-         ресурсы педагогических технологий: проекты, программы, методики и прочее,

-         ресурсы привлечения воспитанников к проведению учебной и учебно-методической работе через институты инструкторства и тьюторства;

-         материальные ресурсы: помещения, мебель, оборудование, оргтехника;

-         финансовые ресурсы: утверждение целевых проектов, участие в педагогических конкурсах;

-         информационные ресурсы: Интернет- ресурсы, библиотечные фонды, научно-педагогическая библиотека, медиатека и др.;

 Программа рассчитана на использование возможностей городского округа Домодедово

 

 Контроль за исполнением Программы          

 

-         Управление реализацией программы через мониторинг.

-         Реализация целевых подпрограмм проекта.

-         Экспертные заключения специалистов на дополнительные образовательные программы.

-         Внутренний контроль по линиям Программы.

-         Контроль качества обучения .

-         Система собеседования с педагогами по результатам учебного года.

-         Эффективность методической службы .

 

  Стратегия и тактика программы развития МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос»

 

    Программа развития МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос» на 2013-2017 годы (далее - Программа) является управленческим документом по обеспечению условий для реализации прав граждан на качественное образование в соответствии с законодательством РФ в условиях комплексной модернизации образования в России.

 

Программа развития:

-     определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития образовательного учреждения, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений.

-     строится на необходимости консолидированного участия в решении задач развития образовательных учреждений всех заинтересованных в этом горожан, государственных и муниципальных органов исполнительной власти, организаций и предприятий города, независимо от типа, вида, формы собственности и статуса.

     В программе развития отражены приоритеты региональной образовательной политики, что учтено при проектировании содержания программы через:

- соблюдение принципов гуманизма и индивидуализации образования;

- учет потребностей государственных и общественных организаций, научных, культурных, образовательных учреждений г. Домодедово в развитии человеческих ресурсов;

- обеспечение условий для интеграции образовательного учреждения;

- учет ожиданий различных социальных групп населения г. Домодедово;

- создание условий, стимулирующих рост личностных достижений учащихся.

   Разработка программы развития проводилась с учетом анализа имеющихся условий и ресурсов Центра.  Реализация запланированных проектов программы развития осуществляется с учетом понимания безусловной необходимости сохранения здоровья обучающихся.

 В ходе разработки и реализации программы развития педагогический коллектив руководствуется:

Ø  идеями теории  «ответственной и открытой образовательной системы», что предусматривает максимально широкий спектр коммуникации образовательного учреждения дополнительного образования детей с родительской общественностью и местным сообществом, открытость для инициатив извне;

Ø  идеями концепции реалистического воспитания, что предусматривает построение образовательно-воспитательного процесса, в первую очередь, адекватного интересам и потребностям обучающихся в учреждении дополнительного образования детей, и их родителей;

Ø  положениями современных теорий менеджмента, основанными на личностно-ориентированных моделях управления персоналом.

  Программа развития представляет собой нормативно-организационную основу, которая определяет стратегию совершенствования деятельности учреждения в соответствии с развитием системы образования г. Домодедово.

 

 Основные направления, сроки и этапы реализации Программы

1 этап. Подготовительный к переходу от режима функционирования в режим развития. 2013-2014 учебный год.

На данном этапе предполагается корректировка программы в связи с введением новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования.

Система мероприятий:

·         Обновление образовательных программ МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос» в соответствие с концепцией развития учреждения.

·         Разработка и внедрение инновационных моделей образовательного пространства

·         Совершенствование организационно – экономических   механизмов управления и развития учреждения. Отработка критериев и показателей эффективности реализации Программы.

 

2 этап. Основной этап - реализация режима развития. 2014-2015, 2015-2016 учебные годы.

 Данный этап предполагает:

Ø  совершенствование методической базы;

Ø  апробацию новых образовательных программ, технологий в объединениях;

Ø  создание условий ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся;

Ø  расширение сферы услуг;

Ø   прочное вхождение в образовательное и культурное пространство района;

Ø   создание материально-технической базы достаточного уровня.

Система мероприятий:

·         активизация использования здоровьесберегающих образовательных технологий;

·         создание условий для открытости учреждения в информационном пространстве;

·         эффективное использование Интернет-технологий;

·         внедрение лучших инновационных практик педагогов округа;

·         реализацию разнообразных форм взаимодействия с различными социокультурными и образовательными учреждениями;

·         закрепление МБОУДОД ДМЦ «Альбатрос» на рынке платных образовательных услуг;

·         мониторинг результативности выполнения мероприятий Программы.

 

  3 этап. Обобщение результатов реализации Программы.

 2016-2017уч. год

На этапе обобщения происходит:

Ø  оценка достигнутых результатов;

Ø  анализ эффективности реализации Программы развития;

Ø  определение перспектив дальнейшего развития.

Система мероприятий:

·         Итоговый мониторинг деятельности МБОУДОД ДМЦ «Альбатрос» в рамках реализации Программы.

·         Методическое обобщение накопленного опыта развития учреждения.

·         Разработка идей новой концепции развития МБОУДОД ДМЦ «Альбатрос»

 

Программа развития учитывает:

-    достигнутые результаты реализации Программы развития Центра 2008-2012 в традиционных для него направлениях;

-    значимость развития Центра в системе образования городского округа Домодедово;

-    необходимость создания для реализации Программы развития Центра комплекса условий.

 

 Организация выполнения программы осуществляется:

-         Педагогическим советом Центра

-         Методическим советом Центра

-         Управляющим советом Центра

-         Администрацией Центра

        

     Результаты поэтапного выполнения программы рассматриваются на заседаниях вышеперечисленных органов коллективного управления ДМЦ «Альбатрос». Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы осуществляется ежегодно в июне – августе. Все изменения утверждаются на педагогическом совете в августе. Выполнение программы обеспечивается за счёт бюджетного и внебюджетного финансирования.

 

  Управление реализацией программы.

Программа развития МБОУДОД ДМЦ «Альбатрос» является управленческим документом, который определяет деятельность педагогических работников  учреждения  на 2014-2019уч.гг. Для решения поставленных в Программе задач, обеспечения  координации  деятельности всех сотрудников, структурных подразделений, осуществления постоянного мониторинга  промежуточных результатов реализации Программы,  гибкого реагирования на внешние нестабильные социально-экономические условия, внесения корректив в Программу, необходимо участие в её реализации всех заинтересованных лиц - администрации,  сотрудников, педагогов, воспитанников, родителей воспитанников.

 Программа развития МБОУДОД ДМЦ «Альбатрос» принимается на Педагогическом совете Центра. Управление Программой осуществляют  коллегиально Управляющий совет МБОУ ДОД  ДМЦ «Альбатрос» и администрация учреждения, которые обеспечивают:

·   координацию деятельности различных подразделений;

·   координацию и систематизацию разработки методического обеспечения реализации основных целевых подпрограмм Программы;

· анализ хода и результатов каждого этапа, уточнение задач предстоящего этапа, согласование деятельности различных рабочих и проектных групп;

·   определение по каждой целевой подпрограмме плана поэтапной реализации;

·  уточнение возможности материально-технического и финансового обеспечения решения основных задач;

· организацию мониторинга хода и промежуточных результатов Программы;

·  организацию информирования коллектива о ходе и результатах выполнения Программы;

·  разработку необходимых изменений и дополнений в Программу по мере её выполнения.

                   

Ход реализации Программы развития ежегодно обсуждается на заседании педагогического совета учреждения.

 Решение задач стратегического развития МБОУДОД обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по основным направлениям, представленным в плане реализации программы развития.

 Результатом реализации программы развития должно стать формирование социально-педагогической системы МБОУДО ДМЦ «Альбатрос», направленной на личностно-ориентированное образование на компетентной основе и воспитание гармоничной, социально активной, творческой личности обучающихся, создание условий для обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации строится по принципу «От будущего к настоящему». Правильный выбор главной цели развития является основной задачей стратегического планирования. Каким же мы видим наше будущее?

  Центр, реализуя программу развития, обозначает высшей ценностью – заботу о детях и определяет приоритетным направлением в своей работе создание таких образовательных программ и условий среды, которые могли бы обеспечить:

-   доступность и качество образования;

-   улучшение условий обучения учащихся;

- сохранение здоровья учащихся.

- совершенствование профессионализма всех категорий педагогических работников;

- сохранение и расширение ресурсной базы для оказания образовательных услуг за счет диверсификации источников и механизмов финансирования;

- укрепление государственно-общественного характера управления.

 

Основные принципы Программы развития

Основные принципы образовательной деятельности Центра:

- принцип творческой самостоятельности учреждения, согласно которому МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос» самостоятельно определяет содержание и формы своей творческой деятельности, а государственные и общественные органы, создают необходимые условия для деятельности;

- принцип приоритетности прав ребенка, согласно которому, вся деятельность образовательного учреждения направлена на создание условий, способствующих творческому росту воспитанников. Этот принцип оказывает существенную помощь в вопросах сохранности контингента обучающихся, в вопросах морально-психологического климата;

- принципы гуманистической философии: не только гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, но и понимание того, что каждая личность уникальна, неповторима и имеет право выбирать собственные цели и принимать собственные решения;

- принцип равноправия и доступности всех форм, средств и методов обучения, согласно которому любой воспитанник может выбрать любое творческое направление и форму обучения;

- принцип многофункциональности, согласно которому МБОУДО ДМЦ «Альбатрос»  выполняет как внутренние, так и внешние функции. Этот принцип дает возможность выходить в широкое культурное и образовательное пространство.

 

  Информационная справка об учреждении МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос»

 

Сведения об учреждении:  

Полное наименование МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос»:          

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский морской Центр «Альбатрос»

Тип и вид образовательного учреждения:          

Образовательное учреждение дополнительного образования детей первой категории

Учредитель:  

муниципальное образование «Городской округ Домодедово» Московской области

Год основания:        

1986 год

Юридический адрес:          

142003 Московская область, город Домодедово, микрорайон Западный, ул. Зелёная, стр. 72а.    

Фактический адрес :           

РФ 142003, Московская область, г. Домодедово, мкр. Западный ул. Зеленая, стр. 72а

Наличие документов, подтверждающих закрепление за образовательным учреждением собственности учредителя:  

-Договор № 6-10/50 между учредителем и муниципальным образовательным учреждением от «27» марта 2008 г.

- Договор № 31/08-КИБ безвозмездного пользования от 24.10.2008 г.;

- Дополнительное соглашение № 1от 27.10.2011г. к Договору № 31/08-КИБ безвозмездного пользования от 24.10.2008 г ,

- Дополнительное соглашение № 2  от 26.02.2013г.к Договору № 31/08-КИБ безвозмездного пользования от 24.10.2008

-Свидетельство о регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано)     

№ 1590/18 зарегистрировано Администрацией Домодедовского р-на Московской области 31.051996 г.           

-Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения           

-Свидетельство о постановке на учет серия 50 № 011204183 выдано 17.07.2001г. ИФНС России по г. Домодедово Московской области

-Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц           

серия 50 № 010569926 выдано 03.02.2012 г.. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Домодедово Московской области  (ГРН 2125009005262).                 

-Лицензия: серия РОМО № 001050 от «29» ноября 2011 г., регистрационный №68034 (срок действия-бессрочно)    

-Наличие документов на право пользования земельным участком    

земельного участка в наличии нет           

-Реквизиты образовательного учреждения:        

ИНН   5009036032  КПП  500901001 ОГРН 1035002004080 рас. счет № 40701810300001000222;

 БИК 044583001      л/с    20014092299

-Деятельность образовательного учреждения регламентируется Уставом, утвержденным               Постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области № 3226 от «31» августа 2011г.,

Телефон        

8 (496) 794-30-13     

Е-mail

Dmc-albftros@mail.ru          

Сайт  

Domoddmc.edumsko.ru

 

       Свою миссию Центр видит в создании условий общему развитию детей независимо от первоначального уровня их способностей, формированию у них потребности в саморазвитии, выявлению талантов и развитию творческих способностей и дарований, оказанию помощи в личностном и профессиональном самоопределении.

 Центр открыт для всех и каждого, кто хочет стать уверенным в своих силах, самодостаточным и конкурентоспособным в рыночных   условиях.

Организация образовательного процесса в Учреждении   осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, учебным планом, календарным учебным графиком, образовательной программой учреждения, расписанием занятий, разработанными в соответствии с санитарными правилами и нормами, образовательными программами педагогов.

 Нормативно - правовая база образовательного учреждения по вопросам охраны жизни и здоровья обучающихся и работников, свидетельствует о том, что в образовательном учреждении созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление их здоровья.

Содержание программ основывается на принципах единства воспитания, обучения и     развития личности, свободы выбора и самореализации ребенка, сотрудничества детей и взрослых.

   Повышение и совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования – важное направление работы в МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос» - осуществляется через курсовую подготовку системы повышения квалификации. Аттестация педагогов также играет важную роль в управлении образованием, являясь инструментом повышения качества образования.

 

  МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос»  реализует образовательные  программы дополнительного образования детей в  19-20 объединениях в 43-46 группах по пяти
направленностям:

-          Военно-патриотическая;

-          Спортивно-техническая;

-          Художественно-эстетическая;

-          Физкультурно-спортивная;

-          Социально-педагогическая.

 

          Учреждение работает в двусменном режиме семь дней в неделю с численностью  450 обучающихся ежегодно.

          Основой для организации учебно-воспитательного процесса в учреждении является Программа развития учреждения на 2013-2017гг., которая следует традициям развития российского образования, приоритетам общечеловеческих ценностей жизни, свободного развития личности, раскрытия и реализации творческого потенциала человека.

         Программа определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития детского морского Центра «Альбатрос» на период 2013-2017 гг., учитывая специфические социально-экономические, культурные, демографические и другие особенности городского округа.

          Программа определяет приоритеты и принципы воспитания и обучения детей, подростков и молодёжи, основываясь на использовании накопленного в районе и в учреждении интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциала. Программа предполагает стабильное функционирование учреждения, его творческий рост и развитие.

        Реализация программы предполагает взаимодействие и тесное сотрудничество нашего учреждения с Министерством образования Московской области, ИПК и ПРНО МО, ЦРДО и  СВ МО, районным управлением образования, образовательными  учреждениями и общественными организациями городского округа Домодедово.

      Учебно-воспитательная работа основывается на гуманистических принципах и традициях национальной культуры, использование возможностей образовательного процесса, разнообразной учебной деятельности детей, групповых, коллективных  и массовых форм работы, занятия проходят в следующих формах:  группа, объединение.

               Содержание образовательного процесса в учреждении.

 

Характеристика образовательных программ, реализуемых в учреждении

            Содержание рабочих дополнительных образовательных программ в Учреждении основывается на принципах единства воспитания, обучения и развития личности, свободы выбора и самореализации ребенка, сотрудничества детей и взрослых. Содержание и оформление рабочих дополнительных образовательных программам соответствует требованиям Министерства образования РФ. В Центре реализовываются дополнительные образовательные программы со сроком: 1 год; 2 года; 3 года и более. Учебная нагрузка и режим занятий определяется Уставом Учреждения и отвечает необходимым требованиям и рекомендациям к учреждениям дополнительного образования детей (Сан Пин 2.4.4.1251 – 03): для детей дошкольного возраста действуют программы на 72 и 144 часа с продолжительностью одного занятия 20-25 минут, с режимом работы два раза в неделю; для детей школьного возраста - программы на 144 и 216 часов с продолжительностью одного занятия 30- 45минут, с режимом работы два, четыре раза в неделю. Продолжительность учебного года, в соответствии с календарным учебным графиком составила два полугодия - 36 учебных недель. Учреждение работает в двусменном режиме семь дней в неделю с численностью  450 обучающихся ежегодно.

Рабочие дополнительные образовательные программы  имеют уровни реализации:

 I   уровень – дошкольного образования (4-7 лет)

 II уровень – начального общего образования ( 7- 10 лет);

 III уровень – основного (10-14 лет);

 IV уровень – среднего (полного) общего образования (до 18 лет).

                            

  МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос»  реализует образовательные  программы дополнительного образования детей в  19-20 объединениях в 43-46 группах по пяти направленностям:

-          Военно-патриотическая;

-          Спортивно-техническая;

-          Художественно-эстетическая;

-          Физкультурно-спортивная;

-          Социально-педагогическая.

 

      Основой для организации учебно-воспитательного процесса в учреждении является Программа развития учреждения на 2013-2017гг., которая следует традициям развития российского образования, приоритетам общечеловеческих ценностей жизни, свободного развития личности, раскрытия и реализации творческого потенциала человека.

         Программа определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития детского морского Центра «Альбатрос» на период 2013-2017 гг., учитывая специфические социально-экономические, культурные, демографические и другие особенности городского округа.

          Программа определяет приоритеты и принципы воспитания и обучения детей, подростков и молодёжи, основываясь на использовании накопленного в районе и в учреждении интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциала. Программа предполагает стабильное функционирование учреждения, его творческий рост и развитие.

        Реализация программы предполагает взаимодействие и тесное сотрудничество нашего учреждения с Министерством образования Московской области, ИПК и ПРНО МО, ЦРДО и  СВ МО, районным управлением образования, образовательными  учреждениями и общественными организациями городского округа Домодедово.

      Учебно-воспитательная работа основывается на гуманистических принципах и традициях национальной культуры, использование возможностей образовательного процесса, разнообразной учебной деятельности детей, групповых, коллективных  и массовых форм работы, занятия проходят в следующих формах:  группа, объединение.

          Образовательный процесс в учреждении осуществляется на основе учебного плана и образовательных программ по дополнительному образованию детей.   

         С целью обеспечения занятости детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, а также  для дальнейшего привлечения их в объединения, повышения качества образования, создания условий для развития творческой самостоятельности ребёнка, его адаптации в детском коллективе с 2008 года в  ДМЦ «Альбатрос» работает  школа раннего развития детей "Дельфинята».

                        

Ступени реализации   образовательных программ:

          1 ступень – группы адаптации детей дошкольного возраста к окружающему миру  - школа раннего развития детей "Дельфинята»" :

      В группах  развивающего обучения  для детей  4,5 – 5,5 лет проводятся  занятия :

                                                         - умные ручки

                                                         - музыкальные занятия

   - окружающий мир

                                                         - развитие речи

                -математические ступеньки

- английский язык;

                                                         - интеллектика;

 

  Начальный возраст обучающихся – 4,5 лет. Продолжительность обучения 2- 3 года.

 В этот период происходит интенсивное умственное развитие ребенка, формирование у него приемов учебной деятельности, самостоятельности, коммуникативности, развитие эстетических и творческих способностей. Результаты достаточно высоки, коллектив планирует дальнейшую работу над совершенствованием образовательного процесса в группах "Дельфинята" в тесном сотрудничестве с семьей и школой.

 

2  ступень – работа объединений по различным направлениям для детей 6-10 лет

                                                       -  "Дельфинята"(подготовка к школе)

                                                       -  Английский язык

                                                       -  Декоративная игрушка

                                                       -  Патриоты Отечества

                                                       -  Ритмика

                                                       - Изобразительное искусство

                                                       - Юнги

 

   Этот возраст наиболее благодатен для образовательной деятельности, направленной на формирование в детском коллективе ситуации успеха в освоении трудовых умений. Педагогами успешно решаются поставленные задачи на основе своей авторитетности и исполнительской доверчивости детей, когда умственная активность ребенка направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, творчески подойти к изучаемым действиям. Дополнительное образование стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей, предоставляет возможность обучающимся проявить себя в культурно-массовой программе. Особенностью данного возраста является стремление ребёнка "объять необъятное".

       Задачи  педагогического коллектива:

-          поддержать интерес ребенка, создать ему условия для посещения сразу нескольких объединений с целью дальнейшего выбора творческого направления;

-          обобщая опыт педагогической деятельности учреждения, необходимо расширять возможности сотрудничества с родителями, привлекая их чаще к организованному отдыху и содержательной досуговой деятельности.

 

3 ступень – работа объединений по интересам для детей-подростков 10-18 лет:

                              -  Юные моряки

                              -  Штурманы

                              -  Радиоспорт

                              -  Школа выживания

                                        -  Английский язык

                                        -  Дзюдо

                                        -  Судомоделизм           

                                                -  Патриоты Отечества

                                                - Мотоспорт

                                                - Резьба по дереву

                                                - Ручное ткачество

 

   В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм, происходит раннее профессиональное самоопределение, которое выражается в различных сферах деятельности. Работая над этим вопросом, педагогический коллектив ищет пути дальнейшего развития.

                                                

   Перспективы развития.

 

     В дальнейшем учреждение планирует:

-          заключить договор о сотрудничестве и совместной работе с Московской Государственной академией водного транспорта (МГАВТ), в дальнейшем определить для своих выпускников возможность поступления в данное учреждение на льготной основе;

-          обновлять содержание учебно-методических материалов для дальнейшей работы;

-          обеспечить сохранность допрофессионального образования и развитие его в системе работы учреждения;

-          создать условия для участия курсантов в различного рода муниципальных, региональных, областных и всероссийских соревнованиях по морскому многоборью;

-          создать условия для организации платных образовательных услуг по объединениям: «Английский язык», «Дельфинята»,  «Рукопашный бой», «Спортивные танцы», «Логопедия» и др.  по социальному запросу.

             Важнейшим аспектом воспитательной работы учреждения является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка. Именно поэтому педагогический  коллектив,  планируя  образовательный  процесс,  насыщает его разнообразными  видами  культурно-массовой работы:  конкурсы, игры, выездные соревнования, праздники, дискотеки, «дни именинника», экскурсии; парады, посвященные открытию навигации в г. Москве, «Дни открытых дверей»  и т.д., многие из которых стали традиционными.

             Работа учреждения в режиме развития обеспечивается созданием банка информации, постоянным его обновлением, анализом с последующим планированием и организацией дальнейшей работы.

             Говоря о работе учреждения в системе дополнительного образования, как о вариативной составляющей общего образования, мы убеждённо заявляем, что она помогает в профессиональном самоопределении детей, способствует реализации их сил, знаний, удовлетворению индивидуальных потребностей, развитию творческого начала.

            Но при этом мы редко задаёмся вопросом о педагоге, работающем в нашей системе, о реализации его сил, его творческом потенциале. А ведь именно педагоги выступают самым ценным ресурсом учреждения дополнительного образования детей, а их педагогический потенциал – предпосылкой его конкурентоспособности. Это не просто разносторонние личности, а порой – уникальные. Кроме того, в учреждениях дополнительного образования работают люди не только с педагогическим образованием, но и с техническим, и специальным: военнослужащие, работники культуры, инженерно-технические работники и т. д.

          

        Поэтому, считаем важным в нашем учреждении следующее:

1)      создать условия для профессионального роста и самореализации педагога (курсы ПК; аттестация; участие в работе методических объединений, семинарах, выставках, конкурсах; расширение методической и правовой базы и т. д.);

2)       создание благоприятного психологического климата в коллективе;

3)      стимулирование деятельности педагога (материальное поощрение, награждение, благодарность и т. д.);

4)      привлечение  средств   спонсоров для укрепления материально-технической базы;

5)       разработку и реализацию педагогических программ деятельности детских объединений; поиск и внедрение эффективных форм инициативного включения детей и подростков разных групп в социально-значимую деятельность;

6)       создание механизмов выявления и продвижения талантливых детей и продуктов их инновационной деятельности; создание системы стимулирования роста воспитанников;

7)       расширение спектра программ практической направленности и обеспечивающих успех в деловой жизни для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;

8)      разработка и реализация программ дополнительного образования, привлекательных для обучающихся среднего и старшего возраста и обеспечивающих их занятость в свободное от учебы время во второй половине дня;

9)       поиск более эффективных форм взаимодействия с ОУ по обобщению и распространению опыта работы, проведения муниципальных мероприятий;

10)   повышение конкурентоспособности учреждения за счет расширения информационного пространства (сайт, Дни открытых дверей, выездные мероприятия и пр.), расширение круга социальных партнеров, повышение участие родителей в организации деятельности Центра

11)   повышение эффективности работы методической службы;     

12)   совершенствование структуры управления учреждением;

13)  финансовое обеспечение программы предусматривает внесение корректив в процесс поступления и в систему использования бюджетных и внебюджетных средств.

 

 Материально-техническая база

 Детский морской Центр «Альбатрос»  - одноэтажное здание, соответствующее требованиям к содержанию образовательного учреждения и нормам САНПиН.

Все учебные кабинеты для занятий оснащены необходимым оборудованием

Помещение

Оснащение

Материальные ресурсы

Технические ресурсы

Учреждение

-  методические пособия

-  периодические издания

-  другие материалы по профилю деятельности учреждения.

-  аудио - видео компакт диски

-  интернет на 11 компьютерах

 

-  2 модернизированных  автомата Калашникова,

-  5 пневматических винтовок

-  принтеры

-  копировальный аппарат,

-  цифровые камеры

-  8 компьютеров

-  ноутбук

-  уголок Боевой Славы

-  экспозиция моделей кораблей, сделанных  руками детей

-  аквариум

«Морское дело»

-  40 комплектов морской формы

-  надувная лодка

-  спасательные  круги и жилеты

-  макет шлюпки

-  методическое пособие по устройству шлюпки

-  4 стойки для вязания морских узлов

-  6 комплектов (по 6 шкертов) для вязания морских узлов

-  10 комплектов (по 2 флажка) для передачи флажного семафора

-  мультимедийный проектор

-  ноутбук

 

 

 

 

«Дельфинята»

-  развивающие игры

-  дидактические материалы

-  дидактическая литература

-  таблицы

-  компьютер

-  интерактивная доска

 

«Радиокласс»

-  методические пособия

-  антенна DX-88

-  2 компьютера

-  4 переносные рации

-  2 электронных конструктора

-  радиостанция

-  усилитель мощности

-  трансивер

«Технического творчества»

-  слесарные инструменты

-  наглядными пособиями по ПДД

-  наглядные пособия по принципиальным схемам управления мотоциклом.

-  проектор

-  компьютер

Кабинет психолога

-  методические пособия

-  логопедический уголок

-  компьютер

«Судомоделирование»

-  точило

-  4 тиска

-  слесарные инструменты

-  компьютер

Спортивный зал

-  2 жилета для рукопашного боя

-  маты

-  татами

-  обручи

-  мячи

-  скакалки

-  кегли

ü  музыкальный центр

 

Актовый зал

-  пианино

-  методические пособия

-  музыкальный центр CD/DVD

- музыкальный центр Blu-ray

-  мультимедийный проектор

-  акустическая система с микшером и усилителем

-  цветомузыка

 

В учреждении дополнительного образования создаётся медиатека. Ежегодно учреждение оформляет подписку на журналы и целенаправленно ведёт работу по приобретению методической литературы для оптимизации образовательного процесса.

 

                                                        Литература

 Программные документы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008;

- Устав МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос»

- Санитарно-гигиенических правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СанПин 2.4.2. 1251-03.

-   Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года

- Время созидать: Материалы Всероссийской конференции «Принципы обновления    и модернизации дополнительного образования детей в деятельности федеральных экспериментальных площадок»,СПб.,РОСТ.2003, №19

Методическая литература:

- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. М. «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, №1,2005)

-Васильева Е.Ю., Новгородцева Т.С. Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» М., ГОУДОД ФЦРСДОД 2005

- Галеева Н.Л. Сам себе учитель. Курс практических занятий по формированию  успешности ученика. «5 за знания» М., 2006

- Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991

-Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996

- Горский В.А., Попова Г.Н. Дидактическое обеспечение деятельности педагога   дополнительного образования. ИОСО РАО Отдел дополнительного образования,М.,2003

-Евладова Е.В..Золотарева А.В., Паладьева С.Л. Интеграция общего и дополнительного образования. Практическое пособие Аркти М. 2006

- Журкина А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования. Институт общего и среднего образования РАО Отдел дополнительного образования детей М., 2003

- Иванченко В.Н. взаимодействие общего и дополнительного образования детей : новые подходы Педагогика нового времени Учитель. 2007

- Кленова Н.В. Инновационный опыт в системе дополнительного образования Оренбурга М. Просвещение 2006

- Крылова Н.Б. Деятельностный портрет методиста / / Вестник образования, -2009, № 7-8

- Корнеева Н.Г. Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы)- М. ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005

Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба «Учитель» 2005

  - Попова Г.Н. Программное обеспечение развития воспитания в региональной системе дополнительного образования детей. Министерство образования Московской области.2004

-Самодина Н.И.Одаренные дети. Прогресс М. 1991

-Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М., НИИ «Школьные технологии» 2005,- 192

- Уварова Н.М., Сергеева Т.А., Максимченко Т.В. Технология оформления педагогического опыта Мин.Обр.РФ М. 2003 Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы» М. Просвещение 2006

- Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы» М. Просвещение 2006

- Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа «Новая школа» М., 1997

- Шибеко Н.В. Кленова Н.В. «У нас интересно всем » Об опыте педагогического творчества в учреждении дополнительного образования детей.

Подписка на новости сайта
Подписчиков - 8
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Победитель
«Победитель - 2017»